Принятие диагноза онкологического заболевания
Постановка диагноза онкологического заболевания является большим психологическим стрессом как для человека, столкнувшегося с болезнью, так и для его родных. Процесс переживания ситуации болезни может проявляться в форме различных психологических реакций, которые зависят от личностных (характер человека, особенности индивидуального реагирования на стресс, особенности темперамента, общие мировоззренческие установки), социальных (наличие либо отсутствие поддержки со стороны ближайшего окружения), а также психологических и медицинских (тяжесть и дальнейший прогноз течения заболевания, доступность лечения) факторов.
Зачастую осознание неблагоприятного прогноза приводит человека к тяжелой депрессии и трудностям в социальной адаптации, серьёзно усложняющей как реакцию на болезнь, так и непосредственно на её течение.
Принятие своей болезни, особенно на этапе постановки диагноза и назначения дальнейшего лечения, происходит далеко не сразу.
О наличии выраженных изменений в психике и поведении человека, столкнувшегося с онкологическим заболеванием, свидетельствует множество фактов:
1) отказ от операций и дальнейшего лечения;
2) реактивные состояния в виде тревоги, депрессии, негативных и агрессивных реакций;
3) высокий суицидальный риск, трудности во взаимоотношениях с близкими и коллегами;
4) расстройства на фоне органических, метастатических, интоксикационных изменений в головном мозге и т.п.
Помимо этого, каждый пациент, получивший информацию о наличии у него заболевания, которое представляет реальную угрозу жизни, переживает ряд последовательных психологических реакций, продолжительность и степень выраженности которых варьируется и зависит от конкретной ситуации и психологических особенностей пациента.
Изменения в психике пациентов, а также близких им людей, проходят несколько стадий:
- Шоковая стадия, когда негативная информация о наличии заболевания, а зачастую и прогноза, обрушивается на больного.
Реакция шока как у больного, так и у его близких может быть разнообразной, это состояние ступора и замирания, ощущение опустошенности, отрешенности от внешнего мира, бурные эмоциональные проявления: истерика, смех, слезы. Одна из пациенток описывала это состояние следующим образом: «как будто разом пропали все яркие краски, вдруг все стало черно-белым, я перестала слышать голос врача, только ощущение бесконечной ямы, в которую падаешь и падаешь».
Реакция шока может проявиться не сразу и длиться какое-то время, поэтому очень важно на этом этапе дать возможность выговориться человеку, рассказать о всех возникающих опасениях и страхах, эмоционально отреагировать полученную информацию. Если же наблюдается состояние ступора, не нужно искусственно пытаться «вывести» из этого состояния, важно присутствие рядом, эмоциональная поддержка. Важно дать время на осознание и принятие полученной информации.
- Стадия отрицания, вытеснения информации.
На данном этапе и больной, и его родные еще не могут принять информацию о диагнозе. Человек начинает проходить дополнительные обследования, перепроверять результаты, может обращаться к альтернативным методам лечения (гомеопатия, экстрасенсы, заговоры и т.п.). В случае, когда шоковая реакция у человека была сильной, может быть полное отрицание существующей болезни. Пациент отказывается от лечения, отрицает у себя наличие тех или иных симптомов, подчеркнуто демонстрирует, что все хорошо и врачи просто ошиблись с диагнозом.
На данном этапе важно активно не переубеждать больного, не пытаться агрессивно менять его установки относительно своего состояния, это может вызвать еще более сильную реакцию отрицания и негативизма. В случае, когда человек полностью отрицает свою болезнь, важно поддерживать эмоциональный контакт, в процессе беседы с больным выяснить, что именно больше всего пугает его, мягко и постепенно подводить человека с мысли о необходимости обращения за медицинской помощью и лечением.
- Стадия агрессии.
На данной стадии пациент испытывает гнев, негодование, злость на то, что с ним произошло, пытается найти причину, почему недуг обнаружили именно у него, обвиняет врачей или родственников в том, что заболел. В поведении могут наблюдаться вспышки раздражения, подчеркнутый негативизм, обида на других. У близких родственников больного так же может наблюдаться агрессивное поведение, как в отношении медицинского персонала («не досмотрели», «не выявили»), так и в отношении самого больного («почему не обследовался», «сам виноват» и т.п.).
В этом периоде важно дать возможность пациенту выплеснуть свои эмоции, выговорить свой гнев и обиду. Родственникам больного важно не обвинять его в том, что так произошло, оказывать, прежде всего, эмоциональную поддержку, не следует скрывать свои чувства от близкого, но высказывать свое мнение необходимо в деликатной форме («я чувствую обиду и злость, потому что ты не следил за своим здоровьем и с тобой произошла данная ситуация, но сейчас я буду поддерживать и выслушивать тебя, если тебе это необходимо, ты всегда можешь обратиться ко мне за помощью»).
- Стадия депрессии.
На данном этапе происходит угнетение психических сил больного, человек впадает в состояние уныния, начинает понимать, что болезнь все же является реальной, видит настоящее и будущее в негативном ключе, замыкается, может вовсе перестать общаться с родными и друзьями, погружается в свой собственный внутренний мир и переживания.
На этой стадии крайне важно поддерживать человека, присутствовать в его жизни, подчеркивать своими действиями и словами, что он не один, что всегда есть поддержка и помощь, очень важен невербальный контакт (принести еду, накрыть одеялом, посидеть рядом). Не нужно подчеркнуто активно стараться вывести больного из этого состояния, важно именно присутствие и эмоциональная поддержка, по возможности необходимо стараться отвлечь человека от негативных мыслей, наполнить его жизнь приятными моментами и мелочами.
Этот этап на пути принятия больным своего состояния очень важен, поскольку осознание того, что болезнь все же реальна, пришло, а сил и ресурсов, чтобы продолжать лечение либо поддерживать свое физическое состояние в дальнейшем, уже меньше.
В крайне тяжелом депрессивном состоянии высока вероятность суицидального риска, поэтому очень важно окружить человека заботой и теплом, а также, в случае необходимости, обратиться за специализированной психотерапевтической помощью.
- Стадия примирения, принятия своей болезни.
Наконец, заключительная стадия характеризуется принятием человеком своей болезни и своего нового физического и психологического состояния.
Зачастую больной на данном этапе сосредотачивает свое внимание на текущем моменте жизни, встраивает свою болезнь в картину настоящего, у человека и его близких начинает формироваться более спокойное отношение к болезни. Одна пациентка описывала это состояние следующим образом: «Я приняла свою болезнь как то, что теперь неотделимо от меня, часть моей жизни. В самом начале я относилась к болезни как к врагу, которого непременно должна победить, чего бы мне это ни стоило. Я положила все свои силы и надежды на алтарь будущей победы. Пока однажды не поняла, что веду борьбу сама с собой, с тем, чтобы помимо бесконечных капельниц и химий, видеть, как растут мои дети, наслаждаться чашкой кофе по утрам, чувствовать тепло любимых рук… Это произошло в тот момент, когда мой ребенок подошел ко мне и сказал «мама, ты так давно меня не обнимала». Все внутри как-то сжалось и постепенно я начала понимать, что болезнь не мой враг, не чужеродный элемент в моем теле, это часть меня. Некрасивая, опасная, даже смертельная, но моя. Это мой учитель. Я перестала вести борьбу с собой, потому что это не война. Это моя жизнь и моя новая реальность, в которой я обязательно буду счастлива».
Столкновение с тяжелым и опасным заболеванием является огромным психологическим стрессом. Должно пройти какое-то время для того, чтобы человек, столкнувшийся с болезнью, адаптировался к новой жизненной ситуации и смог принять свое состояние. К сожалению, в некоторых случаях этого не происходит вовсе. Но в любом случае огромное значение имеет психологическая помощь и поддержка со стороны близкого окружения.
Лучший способ поддержать близкого человека в данной ситуации – это просто быть рядом, дарить заботу, внимательно выслушивать, как можно больше времени проводить вместе, а в ситуациях, когда внутренних ресурсов совсем не хватает и эмоциональное состояние значительно ухудшается, обращаться за специализированной психологической помощью.
Как пережить горе?
Смерть - это несчастье не для того,
кто умер, а для того, кто выжил".
Карл Маркс
Внезапная смерть родного, близкого человека – переживание такого тяжелого события называют одним, очень емким словом – горе.
Горе это реакция на утрату чего-либо значимого для человека. Переживание горя поглощает и охватывает человека полностью, отнимает огромное количество энергии, не позволяет оставить мучительные переживания. Горе может быть связано с физическими страданиями, чувством вины, раздражительностью, злостью, уходом от контактов с близкими, отсутствием интереса к ранее любимым занятиям, неспособностью и нежеланием организовать свои повседневные планы.
Однако, какими бы тяжелыми не были эти переживания, они являются необходимыми последствиями утраты и выполняют «работу горя».
Оказание социальной и психологической поддержки необходимо не только семьям (людям) группы особого риска. Она может потребоваться любому человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, а также семьям переживающих утрату.
Психологическое сопровождение и поддержка семьи в процессе скорби включает работу со взрослыми членами семьи и следующие области:
- обучение психологическим моделям скорби и, прежде всего, тому факту, что это длительный процесс;
- помощь в признании и принятии смерти члена семьи;
- психологическая поддержка и помощь членам семьи в реагировании на сильные чувства, связанные с болью утраты;
- помощь в реорганизации семейной жизни (перераспределение семейных ролей и функций, разработка ритуалов);
- помощь в завершении эмоциональных отношений с умершим (реакция на сильные чувства по отношению к нему и факту его смерти);
- поддержка и помощь членам семьи в планировании их будущей жизни.
Существуют концепции нормального и патологического горя. Нормальный процесс скорби обычно длится около года. Опасность заключается в том, что человек может «застрять» в фазе или пройти ее быстрее, чем это необходимо. Затем нормальное горе перерастает в хроническое кризисное состояние, называемое патологическим горем.
Критерии патологического развития горя:
1."Блокирование" эмоций, чтобы избежать усиления процесса скорби.
- Трансформация горя в отождествление с умершим человеком. В этом случае отвергается любая деятельность, которая может отвлечь внимание от мыслей об умершем.
- Растягивание процесса скорби во времени с обострениями, например, в дни годовщины смерти.
- Чрезмерно острое чувство вины, сопровождающееся потребностью наказать себя. Иногда такое наказание реализуется путем самоубийства.
Иногда психика справляется с работой над шоковой травмой самостоятельно, но не всегда. Как понять, переутомилась ли душа от стресса или ее ядовитое жало осталось на подсознательном уровне? Психолог может прийти к выводу, что переживание травмы не завершено, если он видит, что человек «застрял» в какой-то фазе.
Признаком того, что работа психолога была эффективной, является адаптация человека, переживающего утрату, к новым для него условиям, взаимодействие с окружающим миром.
Работа со специалистами - психологами, психотерапевтами – оптимальный способ прожить свое горе полно и правильно. Но следует признать, что далеко не каждый готов и согласен делить сугубо личные душевные страдания с «чужим» человеком. Поэтому помощь и поддержку близких трудно заменить и невозможно переоценить. Так же как и собственные душевные ресурсы. Возможно следующие рекомендации будут полезны.
1.Нужно выплеснуть свои эмоции. Покричать, поплакать - если нужно. Посидеть в тишине - если и это нужно. Близким не в коем случае не говорить «Не плачь! Успокойся!». Таким образом признается другим человеком, что мы не принимаем его боль. Если можете - разговаривайте о своих чувствах наедине с собой или в кругу людей, переживающих горе вместе с вами;
- Повседневные дела могут помочь пережить смерть близкого человека;
3.Поддержка связи с друзьями и знакомыми;
4.Принятие помощь от других;
- Попробовать выразить боль и чувства другим способом (через дневник, стихи, рассказы, картины, рисунки);
- Прогулки в лесу, парке;
- Занимайтесь физической активностью, если позволяет здоровье;
Как бы это банально не звучало: «время лечит». Когда пройдет достаточно времени, вы заметите, что тяжесть исчезла.
Профилактика эмоционального выгорания у медицинских работников
Медицинские работники постоянно испытывают состояние хронического стресса в связи с отрицательными психическими переживаниями, интенсивными межличностными взаимодействиями, напряжённостью и сложностью труда и прочее, а в результате постепенно формирующегося профессионального выгорания возникают психическая и физическая усталость, безразличие к работе, снижается качество оказания помощи, порождается негативное и даже циничное отношение к пациентам.
Специалисты, как никто в своей профессиональной деятельности постоянно сталкиваются со страданием людей, их переживаниями, вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты от пациента, тем самым становиться менее эмпатичными, равнодушными, иначе им грозит эмоциональное истощение, ведущее в свою очередь к синдрому эмоционального выгорания. Медицинские работники в своей повседневной практике сталкиваются с различными ситуациями, высокий объем суточной работы, ответственность за жизнь и здоровье людей, необходимость принимать решения в режиме цейтнота, общение с агрессивно настроенными пациентами и их родственниками. Все это провоцируют рост напряжения: физического и эмоционального, а также истощение психологических ресурсов медработников.
Разработка и внедрение системы практических мер профилактики и коррекции стресса с учетом специфики работы организации и определенных факторов позволит снизить уровень стресса и тревожности сотрудников, разработать методы борьбы со стрессом, следовательно, повысить эффективность работы сотрудника и профессиональной деятельности организации в целом.
Профилактическая и коррекционная работа психолога с сотрудниками строится на двух уровнях: структурных изменениях в самой организации и менее глобальном - психологическая и социальная работа с сотрудниками. На уровне работы с сотрудниками можно выделить следующие основные направления практической психологической работы:
- диагностика эмоционального выгорания сотрудников, диагностика индивидуально-психологических, социально-психологических и организационных факторов эмоционального выгорания;
- просветительская работа в форме лекций и семинаров, направленных на знакомство с феноменом эмоционального выгорания, факторами, способствующими его возникновению, и возможными способами снижения негативного воздействия этого явления на самого работника и его деятельность;
- коррекция индивидуальных качеств личности профессионала, обучение навыкам преодоления стресса, релаксации во время групповой и индивидуальной работы;
- обучение сотрудников эффективным навыкам общения, правильному поведению во время конфликтной ситуации;
На уровне организации основными направлениями практической психологической работы являются:
- Диагностика. Изучение объективного состояния организационных и социально-психологических особенностей профессиональной деятельности.
- Оптимизация организации труда. Структурирование работы сотрудников, равномерное распределение рабочей нагрузки, четкое регулирование труда, улучшение материально-технической базы, справедливое стимулирование труда, предоставление сотрудникам возможностей для профессионального развития и профессионального роста;
- Социальная поддержка сотрудников. Работа над отношениями в команде, в частности с руководством, и улучшение общего психологического климата в организации.
В качестве рекомендаций по профилактике, а также для предоставления возможностей для профессионального и личностного роста Р. Кочиунас предлагает:
- берите на себя личную ответственность за работу, за общение, за участие в профессиональной группе, потому что пассивная позиция заставляет человека чувствовать себя жертвой и способствует эмоциональному выгоранию; вносите разнообразие в свою работу;
- поддерживайте свое здоровье;
- развивайте способность к самоуважению, способность брать на себя только осознанные обязательства.
Специалисты, в свою очередь, сформулировали несколько простых основных правил для снижения уровня стресса медицинских работников, связанных с работой, и повышения их стрессоустойчивости.
"Десять шагов, чтобы оставаться здоровым":
- Постарайтесь "дистанцироваться" от своей позиции.
- Не драматизируйте события и не возводите свои задачи в ранг мировой важности.
- Организуйте свой досуг: ходите в кино, театры и на выставки, как бы вы ни устали. Это дает возможность получить новую приятную информацию, отвлечься от рабочей ситуации.
- Вечером постарайтесь не решать рабочие проблемы. Вечер - это ваше время, которое вы можете потратить на себя и свою семью.
- Не пренебрегайте выходными ради работы.
- Больше общайтесь с людьми, которые не связаны с вами деловыми узами.
- Упражняйтесь, это поможет снять негативное напряжение.
- Пейте много воды и регулярно ешьте здоровую пищу, которая обеспечит организм необходимыми питательными веществами для восстановления.
- Дышите правильно, регулярно используйте техники аутотренинга: глубокое дыхание и практики расслабления – это способы повысить вашу стрессоустойчивость.
- Всегда выделяйте время для полноценного сна.
Кроме того, специалисты, занимающиеся исследованиями на аналогичные темы, предлагают другие способы борьбы со стрессом, как профилактические, так и корректирующие. Позитивный взгляд на вещи. Вам нужно осознать, что существует много вариантов интерпретации определенной ситуации. Ответ на вопрос "Стакан наполовину пуст или наполовину полон?" зависит от взгляда на вещи: у оптимистов стакан полон, хотя и наполовину, у пессимистов – пустой. Вы можете проанализировать стрессовую ситуацию и найти положительные моменты. Это не изменит ситуацию, но позволит вам взглянуть на вещи по-другому (рационально-эмоциональная терапия).
Предотвращение фрустрации (уменьшение ложных ожиданий). Если ожидания реалистичны, ситуация более предсказуема и лучше управляется. Осознанный выбор профессии, знание связанных с ней трудностей, реальная оценка собственных возможностей могут помочь избежать "выгорания" или значительно приостановить его развитие.
Обучение технике релаксации. Можно использовать следующие методы:
– прогрессивное расслабление мышц (метод Якобсона). Упражнения легко осваиваются в группах или самостоятельно. Основной целью метода является достижение произвольного расслабления поперечно-полосатых мышц в состоянии покоя. Сеансы занимают до 30 минут;
– трансцендентальная медитация. Под медитацией понимается искусственно созданная ситуация, в которой человек специально занимается самосовершенствованием своих мыслительных процессов или каких-то психических характеристик, размышляя о созданных им искусственных обстоятельствах;
– аутогенная тренировка (метод Шульца) — самовнушение в состоянии расслабления или гипнотического транса;
– произвольное самовнушение (метод Куэ) позволяет подавлять болезненные, вредные по своим последствиям представления и заменять их полезными и благотворными. Его можно использовать для снижения стресса перед важными встречами.
Подведение итогов (обсуждение) после критического события. Обсуждение предполагает возможность высказать свои мысли, чувства, ассоциации, вызванные каким-то серьезным инцидентом. Этот метод широко используется за рубежом в правоохранительных органах. Посредством обсуждения после травматических воздействий (погони, стрельбы, смерти) профессионалы избавляются от сохраняющегося чувства вины, неадекватных и неэффективных реакций и могут продолжать работать (например, на дежурстве).
Религиозность также рассматривается рядом исследователей как профилактический фактор, предотвращающий развитие синдрома эмоционального выгорания. Религиозность связана с долголетием и негативно связана с наркоманией, алкоголизмом, суицидальными мыслями, уровнем депрессии и разводами.
Юмор потенциально может быть полезен для психического (и физического) здоровья, что связано с его использованием для преодоления стрессовых жизненных ситуаций. Высокий уровень стрессовых событий, таких как стихийные бедствия, конфликты в межличностных отношениях, рабочая нагрузка и финансовые проблемы, оказывает негативное влияние на психическое и физическое здоровье, приводя к негативным результатам, таким как эмоциональные расстройства, когнитивная неэффективность и поведенческие расстройства. Люди с развитым чувством юмора, как правило, преодолевают стресс, используя различные стратегии преодоления и защитные механизмы, особенно включая защиту себя с помощью когнитивной реструктуризации и управления эмоциями.
Должное внимание среди отечественных и зарубежных исследователей также уделяется вопросу профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания, акцент делается на эффективности психологической поддержки, что особенно актуально, учитывая современное распространение профессиональных образований в таких профессиях, как «человек-человек».
Таким образом, в вопросах профессиональных трансформаций личности, в частности, синдрома эмоционального выгорания, существует острая необходимость в мерах, включающих не только коррекционные, но и профилактические мероприятия. Только должным образом заботясь о своей профессиональной и личной жизни, вы сможете оставаться эффективным сотрудником.