Страдание – это не проблема, требующая решения,
и не вопрос, требующий ответа,
это тайна, требующая присутствия.
Наша духовность не измеряется лишь тем, в какой храм мы ходим и ходим ли вообще. Духовная составляющая включает наши представления о цели и смысле жизни, о том, в чем смысл существования в мире. Для многих людей, чувствующих, что их жизнь подходит к концу, духовные вопросы очень важны. Может оказаться, что духовный человек начинает сомневаться в своей вере. Человек, который никогда не был религиозным, начинает задаваться вопросами:
- Что случится, когда я умру – есть ли жизнь после смерти?
- Почему я заболел? Может, Бог меня наказал?
- В чем ценность моей жизни?
Кто обретает смысл в борьбе с чувством вины, гнева и отчаяния. Кто-то хочет обрести прощение, мир в душе надежду. Если мы игнорируем эти вопросы, то, облегчая физические симптомы, мы оставляем пациента с его «духовной болью». Чтобы понять, как лучше организовать духовную поддержку, мы должны узнать об убеждениях и заботах пациента. Иногда нам трудно спрашивать о таких вещах, и мы лишь видим в человеке христианина, мусульманина или индуиста, вместо того, чтобы узнать о духовном пути человека, о том, что скрывается за этими названиями.
Вот несколько полезных вопросов:
- Что для вас самое важное?
- Что помогает вам переживать трудные времена?
- Есть ли у вас вера, которая помогает вам обрести смысл жизни?
- Вы молитесь когда-нибудь?
Слушание – один из «важнейших инструментов» для оказания духовной поддержки. Наша задача состоит не в том, чтобы говорить, что и о чем должен думать пациент, а в том, чтобы быть с ним, когда они ищут ответы на свои вопросы.
Никто не определит для вас смысл вашей жизни, его нужно искать и обрести.
Если пациенты спрашивают нас о наших убеждениях, мы можем поделиться с ними, но мы ни в коем случае ни должны навязывать наши взгляды. Мы можем помолиться вместе с пациентом или за него, если пациенты и те, кто за ним ухаживают, не чувствуют неловкости.
Внимание к потребности иметь предметы, являющиеся для пациента священными, может оказаться очень важным и значимым для пациента. Это дает им возможность исповедовать свою веру и обретать покой.
Духовная помощь нужна не только пациентам, но и их родственникам, а также персоналу хосписа, ежедневно соприкасающимся с человеческими страданиями и смертью подопечных. По благословению Владыки Филарета протоиерей Александр (Стреха), настоятель религиозной общины «Приход храма Великомученика Георгия Победоносца в г. Минске Минской епархии Белорусской Православной Церкви», приступил к служению в хосписе в сентябре 2006 года.
За время сотрудничества с Православной Церковью на базе хосписа образовался небольшой «приход», в котором еженедельно приступают к таинству исповеди и причастия 10 -15 человек, совершаются церковные таинства для больных, проводятся беседы на духовно-нравственные темы, организуются вечера памяти. Духовная поддержка пациентов и их семей продолжается и после выписки их из больницы. Опека хосписом близких, переживших утрату, продолжается в течение года.
Служение протоиерея Александра в хосписе отмечено благодарственным письмом Мингорисполкома в адрес Митрополита Минского и Слуцкого Патриаршего Экзарха вся Беларуси Филарета.